Памяти выдающегося директора-распорядителя театра
Дмитрия Аркадьевича Минина
О соратнике и верном помощнике А.М. Ильвовского, директоре‐рапорядителе театра с 1966 по 1987 гг., заслуженном работнике культуры России и замечательном отце — Дмитрии Минине рассказывает Виолетта Минина в очерке «Поцелованный музами».
– Думаю, когда рождался мой отец, над ним парили все греческие музы искусства: от Аполлона, бога света и покровителя искусств, до Мельпомены и Эвтерпы, берегинь служителей театра и музыки. Ему была уготована прекрасная миссия – создавать внутренний комфортный мир для тех, кто посвятил себя театру, музыкальному искусству, искусству танца.
Научить организаторскому, административному искусству невозможно. Надо родиться с такими задатками: любить людей, быть открытым миру и чувствовать все его веяния, мгновенно принимая решения и беря на себя ответственность за многие человеческие судьбы. Быть в постоянном движении вперед полностью отдавать себя избранному делу. А еще быть обаятельным и светлым человеком, чтобы в любой ситуации уметь убедить собеседника и сделать его своим союзником. Все это было у Дмитрия Аркадьевича Минина.
Ему едва исполнилось восемнадцать, когда он покинул родную Москву и уехал простым администратором с небольшой концертной бригадой по городам и весям нашей огромной страны.
В его биографии было все: и расклейка афиш, извещавших почтеннейшую публику, что такая-то концертная труппа приезжает в город. И организация продажи билетов, и устройство артистов в гостиницу или по частным домам. И осмотр концертной площадки и ее обустройство под тот или иной номер. И встреча артистов на перроне вокзала. Конечно, с музыкой и цветами, чтоб город знал, кто приехал к его жителям на гастроли…
И каждый раз новые проблемы, разные люди, с которыми надо было ладить, и, уезжая в другие края, оставлять о себе самые приятные впечатления.
В шестидесятых годах прошлого века, когда Д. Минин объехал едва ли не весь СССР, поработал уже директором Сибирского народного хора вместе с его художественным руководителем Валентином Левашовым, он приезжает в Калинин. Работает в филармонии организатором гастролей , потом его приглашает на должность замдиректора драматического театра главный режиссер драмы А. Георгиевский. Он отвечает за наполняемость зрительного зала, решает хозяйственные вопросы, планирует и организовывает выездные спектакли театра по нашей большой области и летние гастроли по городам страны.
И везде Д. Минина ждет успех. За этим стоят блестящие спектакли, талантливые режиссеры и актеры, профессиональная постановочная труппа, уважение к нему от мала до велика.
Жизнь сводит Д. Минина с главным режиссером Калининского театра кукол, народным артистом СССР А.И. Ильвовским, который делает успешному администратору предложение, от которого Дмитрий Аркадьевич не может отказаться: переехать с семьей из коммунальной комнаты в квартиру.
Так Д. Минин становится директором кукольного театра и влюбляется в коллектив с первой минуты. Здесь работают такие энтузиасты, такие влюбленные в искусство люди, о которых можно только мечтать. Причем работают в стесненных условиях, без своего помещения, без репетиционного зала, живут и творят в буквальном смысле на колесах старенького автобуса, который возит их по детским садам Калинина и его окрестностей, лишь иногда выходя на большую настоящую сцену ТЮЗа, где находилась административная часть театра.
Вместе с А. Ильвовским они добиваются строительства здания театра, потратив столько сил, энергии, обаяния и тех же организаторских способностей, которых у них было не занимать.
Театр выезжает на гастроли в Венгрию. Прием невероятный! Спектакли театра показывают по Центральному телевидению. В Калинин приезжает, и не раз, народный артист СССР Сергей Образцов, который просто влюбляется в театр и радуется достижениям коллектива.
Это был удивительно плодотворный тандем — А. Ильвовский и Д. Минин.
Все оборвалось в одночастье. Не стало Александра Мироновича. Театр едва не потерял и Д. Минина: он перенес тяжелейший инфаркт. Но поправился быстро и вернулся к работе: театр ждал. Назначили нового режиссера В. Никитина. Надо было привыкать к новому человеку и стараться делать так, чтоб ему и всей труппе по-прежнему было комфортно заниматься творчеством, сохраняя традиции незабвенного А. Ильвовского.
Автор текста: Виолетта МИНИНА