ТВЕРЬ, ПРОСПЕКТ ПОБЕДЫ, ДОМ 9
ТЕЛЕФОН КАССЫ: 8 (4822) 58-32-30
КУПИТЬ БИЛЕТЫ ОНЛАЙН

Ирма Эмильевна Суни

актриса-легенда, учитель с большой буквы, имя-талисман для всех, кто служит в Театре кукол

На счету Ирмы Суни, большая часть жизни которой прошла в Калининском театре кукол, десятки заметных ролей, множество запоминающихся персонажей, радовавших детей и в 50-е, и в 60-е, и в 80-е. И в самые трудные послевоенные.

«Работать с куклой надо помолясь. Я никогда не брала ее привычным жестом, как зонтик. Мне дают текст, а я, прочитав, хочу о нем забыть, перемешать все слова, как домино, и снова разложить, но уже так, как надо для характера… Обычно после каждой репетиции я вспоминаю, как моя кукла вела себя? Боже, как она там руками махала! Зачем? Жест должен рождаться естественно, ведь в жизни только так. В самой кукле надо искать мизансцену».

Эти слова – лишь крупица бесценного опыта, которым Суни щедро делилась с коллегами и учениками. Без лишнего пафоса и эпитетов – про саму суть кропотливой, интуитивной работы актера-кукольника. Небыстрый процесс, требующий напряженного внимания, чуткости, постоянного уточнения – каждый показ, пусть и не нового спектакля, — это новая черта, новый жест, новая интонация персонажа. Так из схемы рождается образ, из неживого – живое.

Актриса уважала зрителя, относилась с трепетом и интересом. Такое отношение – родом из предвоенной эпохи.

«Группа нашего театра называлась совхозно-колхозной. Их было несколько. Все они ездили по деревням, самым отдаленным и глухим. […] Приходилось идти пешком в темноте и по такой грязи, что страшно вспоминать. Все театральное носили с собой. Играли в сараях, а зрители сидели прямо на полу. Среди них находились старики, которые в своей жизни не видели даже поезда. Это был для них праздник! Какое право имели мы играть плохо, жаловаться на скверные условия и усталость? Никто из актеров не давал себе поблажек, чувствовал свою ответственность перед людьми».

В трагичной судьбе актрисы отразилась непростая история страны. Репрессии конца 30-х годов уничтожили Ленинградский финский театр, в студии которого она работала после школы. Здесь, в городе на Неве, она провела первый, самый тяжелый, год блокады, потеряв многих родных и близких, маму и мужа, на фронте погиб брат. В эвакуации, в Кашине, где сестра Евгения работала в госпитале, похоронила маленького сына, долго болела. Но сумела вернуться к жизни: весной 1943-го пошла работать на детскую площадку в колхоз «Красный колос», а после войны уехала в Калинин (Тверь), где в 1946 году устроилась в Театр кукол.

Каждый раз восхищает стойкость людей военной эпохи, в том числе, хрупких женщин, сумевших выдержать голод, бомбежки, и самое страшное – смерть близких. Где находятся силы? Чтобы не просто жить, но и обрести смысл, делиться с другими радостью, опытом, добротой. В случае Ирмы Суни корни этого бескорыстного служения искусству и людям стоит искать в семье. Семья, в которой родилась Ирма на финском хуторе под Ленинградом, была большой: шесть детей, и все талантливые, все что-то творили, любили литературу, интересовались культурой, музыкой. Конечно, это заслуга родителей: отец был сельским ветеринаром, народным учителем, органистом, сочинял музыку. Мама воспитывала детей.

«Дети росли привольно, среди взрослых друзей, музыки, разговоров о народной культуре. Они видели, как родители относятся к людям и за что любят их. И этого хватило целиком для трёх братьев и сестер. Не все дети ушли в искусство, но талантливыми были все. Эйно писал музыку. Профессиональными актерами стали двое: Вальтер и Ирма. Так, Вальтер был главным режиссером финского драматического театра Карельской АССР (до войны был такой театр в Ленинграде), заслуженным деятелем искусств РСФСР».

Неудивительно, что еще в школе Ирма полюбила театр, а, закончив учебу, оказалась в театре: сначала в Финском, а потом в одном из Совхозно-колхозных театров, работой которых руководил легендарный режиссер и создатель довоенного театра кукол Евгений Сергеевич Деммени. Встреча с ним была для Суни определяющей.

«Первое впечатление от увиденного – мне никогда так не сделать. Я как сейчас помню куклу, которая спускалась в спектакле по лестнице. Движения ее в точности имитировали человеческие! На встречу с Деммени я пришла расстроенная. Но он не стал спрашивать, что я могу, а начал «отговаривать» от сцены: «Вам будет плохо: вы будете трястись на телеге по грязи, ночевать в сарае с дырявой крышей, мерзнуть, голодать. Вы этого не боитесь?» Я ответила: «Нет!» — «Тогда будете работать!» Но ведь театр – это очень серьезно, и я так боялась, что у меня не хватит сил на бесконечные поездки. Но съездила раз-два – и втянулась».

Ездить пришлось много лет: ведь Калининский театр кукол, куда Ирма Суни пришла в 1946 году, всего через два года после его рождения, до 1975 года работал без собственного здания. Но актрису, пережившую много и твердо верившую в свое дело, это не пугало. Коллеги вспоминают ее нетребовательность, ее готовность к любым условиям на гастролях, главное – показать спектакль, встретиться со зрителем.

Здесь, на сцене Тверского театра кукол, Ирма Суни сыграла около 250 ролей. Все эти образы, персонажи – очень разные, девочки, мальчики, сказочные существа, животные, злодеи и добряки, волшебники – Ирма Суни обладала не только поразительной точностью движений, но и невероятно широким голосовым диапазоном. Играла маленького тигренка в «Тигренке Петрике», малыша с тонким голосом, а в «Чертовой мельнице» — Черта-заику. В другом спектакле – Царя, а в следующем – воробья, а следом – медведя. Суни не только играла, но и писала: в репертуаре театра шли спектакли по ее пьесам и инсценировкам, например «Колобок», «Дружбой надо дорожить», «Девочка-привередница», Тип-топ», «Негритенок Том».

Среди спектаклей с участием Ирмы Суни: «Пестрые рассказы» (1960 г.), «По щучьему велению» (1966 г.), «Тигренок Петрик» (1967 г.), «Удивительная бомба» (1969 г.), «Пудик ищет песенку» (1971 г.), «Солнечный зайчик» (1974 г.), «Таинственный гиппопотам» (1975 г.), «Конек-Горбунок» (1982 г.), «12 месяцев» (1983 г.), «Теплый хлеб» (1986 г.), «Звездный мальчик» (1987 г.) и многие другие.

 

Для подготовки статьи использованы материалы газет из архива театра:
«Калининская правда», «Живая вода», автор: В. Бурилов
«Калининская правда», «Счастье», автор: М. Мотузка.