ТВЕРЬ, ПРОСПЕКТ ПОБЕДЫ, ДОМ 9
ТЕЛЕФОН КАССЫ: 8 (4822) 58-32-30
КУПИТЬ БИЛЕТЫ ОНЛАЙН

Памяти замечательной Ривы Яковлевны Готкиной...

«…Моей любимой Риве на память. С. Образцов…»  — книга с такой дарственной надписью хранится в архиве дочери режиссера Тверского (Калининского) театра кукол Ривы Яковлевны Готкиной Галины Владимировны Семеновой. В Калининском театре кукол Рива Яковлевна проработала 33 года – с 1968 по 2001.

Сергей Владимирович Образцов был учителем Ривы Яковлевны и очень сильно выделял эту смешливую и бойкую студентку среди других слушателей Высших режиссерских курсов 1965 года. Собственно, этих курсов и этой, во многом определяющей всю дальнейшую жизнь Ривы Яковлевны, встречи могло и не быть. Ведущая актриса Саратовского театра кукол Рива Готкина через несколько лет после начала карьеры вдруг начала стремительно терять голос – спектакли шли один за другим, времени на реабилитацию не оставалось. Что делать, чтобы не остаться без любимой профессии? Старшие наставники предложили ей поехать в Москву — пройти обучение и вернуться в театр уже режиссером. Смириться с мыслью, что ты больше не будешь выходить на сцену, как актриса, было непросто. Рива Яковлевна вложила всю душу и сердце в режиссерское дело и все-таки была очень-очень счастлива в своей профессии.

«Маленькая разбойница»

— Мечта стать актрисой была с детства. Очень легкая на подъем, быстро схватывающая все новое, любознательная, стремительная мама в детстве занималась в разных кружках. Конечно, драматический кружок был в этом списке на первом месте — такое воплощение нереализованной мечты стать балериной. Музыкальная, ритмичная, пластичная девочка не прошла конкурс из-за маленького роста – не доставала до станка. Мама – дитя войны, еда была скудной. Расти, соответственно возрасту, детям было сложно.

Мама занималась в театре юношества и детского творчества «Молодая гвардия» при саратовском городском Дворце пионеров, который организовала талантливая Наталья Иосифовна Сухостав, актриса, режиссер, педагог. Она умела работать с детьми, умела увлечь их. В своих интервью ее часто вспоминал советский и российский актер, режиссер Олег Табаков. Он ходил на занятия в эту же студию. Вместе с мамой они вместе играли в спектаклях. Например, в «Снежной королеве». С этим спектаклем связан интересный эпизод. Однажды мама возвращалась через парк в вечернее время. К ней пристали мальчишки. Она была такая, что в обиду себя не давала. Замахнувшись на какого-то мальчика портфелем, который был в руках, крикнула: «А ну, прочь!» И услышала: «Это же маленькая разбойница из «Снежной королевы», ее трогать нельзя». Думаю, ее узнали сначала по голосу, а потом уже в лицо.

Галина Владимировна говорит, после школы из-за болезни отца Рива Яковлевна отказалась уезжать далеко от дома и осталась в родном Саратове. Ее приняли на службу в театр кукол. Это был 1956 год. Ключевую роль в становлении Ривы Готкиной, как актрисы, сыграл актер и режиссер Роман Борисович Ренц, которого она вспоминала с особой теплотой. Именно он раскрыл ее актерский талант. Бывший фронтовик, незаурядный режиссер, пользовался большим авторитетом в коллективе. Старшие коллеги по цеху тоже щедро делились опытом, «азами кукловождения». Рива Яковлевна была талантливой ученицей и довольно быстро стала играть почти во всех спектаклях театра.

Востребованность была колоссальная, и когда на взлете актерской карьеры, начались проблемы со здоровьем, казалось, жизнь замерла. Но надо знать характер Ривы Яковлевны — никакого уныния. Предложение поехать в Москву на курсы она приняла с радостью – новый, интересный этап. Сказочное время, когда она оказалась среди талантливых и невероятных людей среди которых, к примеру, Зиновий Гердт.  И, конечно, сам Сергей Образцов. Как интересно, как познавательно было на его занятиях! На курсах учились преимущественно люди из провинции и даже из других республик, Сергей Владимирович старался каждому уделить внимание и донести важные знания.

— Отдельно хочется упомянуть заведующую литературной частью театра Образцова Элеонору Густавовну Шпет, ее считали «крестной мамой» театра, директора музея кукол Елизавету Борисовну Коренберг, с которой мама дружила многие годы. Мама много раз вспоминала, какие это были замечательные люди.

На курсах Элеонора Шпет учила студентов правильно говорить, грамотно выражать свои мысли. Элеонора Густавовна была высокообразованным и интеллигентным человеком. Сам Образцов относился к ней с огромным уважением, доверял ей просматривать свои рукописи.

Маме очень повезло в том, что за время курсов она просмотрела многие спектакли театра и видела игру таких отличных актеров, как Зиновий Гердт, Евгений Сперанский, Семен Самодур, Владимир Кусов, Ирина Мазинг и др.

«Собирайся, Рива, едем!»

Из Саратова мама уезжать не собиралась. Она очень привыкала к местам, людям. Но к переезду подтолкнул случай, который лишь по воле судьбы не стал роковым. К тому моменту она уже была знакома с Александром Мироновичем Ильвовским, директором Калининского театра кукол. Думаю, знакомство произошло в Москве на одном из фестивалей. Он звал ее работать к себе режиссером. В том время мы жили в аварийном доме. Новое жилье никак не давали. И однажды в одной из комнат с потолка рухнул огромный кусок штукатурки. Мама как раз пришла с работы, в комнате были папа и я. Испугаться я не успела. Только чудовищный грохот. Весь пол был в обломках штукатурки и пыль стояла, как туман. До сих пор перед глазами, как ко мне через все это пробирается мама и судорожно прижимает к себе. Вскоре она приняла предложение Александра Мироновича. Он обещал не только театр, но и квартиру. Правда, ее мы получили лишь через несколько лет, но ни разу не пожалели о переезде.

Конечно, Александр Миронович чувствовал ответственность за маму: молодая, в чужом городе. Новый коллектив. Он поддерживал ее, видел в ней не только молодого, но очень перспективного и талантливого режиссера. Недаром он взял именно ее спектакль «Кот Васька и его друзья» на ХII Международный конгресс УНИМА в Москву в 1976 году, который прошел там с большим успехом. Это была ее первая постановка в Калининском театре, она продержалась в репертуаре 20 лет!

Мама первое время жаловалась, что некоторые артисты не слушают ее, молодого режиссера. Она расстраивалась очень искренне. А Ильвовский лишь посмеивался: «Ривочка, молодость – это тот недостаток, который со временем проходит». Мама потом часто вспоминала справедливость этих слов.

Мама знала много знаменитых людей, но никогда не пользовалась этим. Было лишь одно исключение. Некоторые, наверняка слышали, как тяжело Александр Миронович добивался строительства здания театра кукол, как надолго застыла стройка в состоянии фундамента. Хотя, и документы были готовы, и вроде обещали, что вот-вот… Но год шел за годом. Он очень переживал. Зная о теплом отношении Образцова к маме, однажды сказал: «Собирайся, Рива, едем». И они отправились к Сергею Владимировичу за помощью. Если я правильно запомнила, рано утром они подъехали к дому на Немировича-Данченко, где жил Образцов, втроем сели на заднее сиденье служебной «Волги» и всю поездку проговорили. После этой встречи здание достроили и ввели в эксплуатацию за один год.

«Чувства воплощайте через куклу!»

По словам Галины Владимировны, Рива Яковлевна очень любила детей и умела с ними общаться. А еще знала, как удержать их внимание – дело невероятно сложное. Долго время в доме хранились стопки пьес с огромным количеством отметок на полях. Рива Яковлевна очень щепетильно относилась к каждому слову, к каждой фразе.

— Она была верной ученицей своего учителя Сергея Владимировича Образцова, придерживающегося принципов великого режиссера Станиславского, который добивался от актеров жизненной достоверности образов. Мама никогда не бросала свой спектакль после премьеры. Всегда чутко следила за тем, как дети реагируют на происходящее. Если они сопереживают герою, плачут, когда его незаслуженно обидели, радуются, если ему удалось выйти из опасного положения, значит замысел спектакля удался. Работа проделана не зря, дети верят всему, что происходит на сцене.

Ей важно было чему научится маленький зритель, посмотрев ее спектакль, какой нравственный урок извлечет ребенок после просмотра. Ее постановки показывали молодому поколению, как гадко выглядит подлость, предательство, жадность, учили быть смелым, преданным другом или просто быть самим собой, не подстраиваться под обстоятельства, не хитрить и не обманывать.

Многие ее постановки воспитали несколько поколений маленьких зрителей. Какой бы спектакль она ни ставила, например, для самых маленьких «Теремок», «Три поросенка и волк», «Красная шапочка» или для детей постарше — «Малыш и Карлсон», «Звездный мальчик» и т.д., она всегда подходила с душой, с огромной ответственностью и пониманием важности своего дела. Сама она является автором пьесы для кукольного театра «Ай болит» по мотивам пьесы В. Коростылева «О чем рассказали волшебники», трех новогодних интермедий в стихотворной форме «Дед Мороз- синий нос», «Волшебный сундучок», «Снегурочка и семь гномов». Свою пьесу «Ай болит» в Калининском театре мама поставила дважды —  в 1969 году и в 1986 совместно с главным режиссером и художественным руководителем театра Владимиром Никитиным. Спектакль «Морозко» «побывал» на гастролях в Германии. Всего мамой было поставлено свыше 60 спектаклей.

Помню такое замечание мамы актерам: «Не выражайте свои эмоции и переживания за ширмой, там зритель ничего не видит, вы не драматические актеры. Все чувства воплощайте через куклу, будьте искренними и правдивыми!». И актеры, разумеется, прислушивались.

 

Мама была из тех, вокруг кого мгновенно собирались люди. А она была центром, ее слушали, советовались. Знаю, что доверяли. Она могла быть строгой, требовательной, как учитель к своим ученикам, настоять на своем мнении, как руководитель. Могла держать дисциплину, иначе актеры, как дети, не будут слушаться и будут «плохо усваивать материал». Но всегда заботилась о них, старалась относиться с пониманием. Она всегда давала самую хорошую характеристику своим актерам, после которой ни у кого не оставалось сомнений, что человек заслуживает лучшего.

Как часто я слышала: «Рива Яковлевна, внутри у куклы механизм тугой, рука устает, Рива Яковлевна, а у моей только наполовину один глаз открывается», «Рива Яковлевна, смотрите, у моей собачки ушки не поднимаются». Мама сразу бежала в бутафорский цех и просила переделать, доделать, устранить неполадки, ведь скоро премьера! За все переживала, обо всех заботилась, каждого старалась понять.

Природная мудрость и чувство такта помогали ей не раздувать конфликты, а наоборот —  гасить их. Актеры бывают очень чувствительными и ранимыми, с ними надо обращаться бережно, даже нельзя кого-то особо выделять. Мама это понимала, потому что любила людей.

Мама очень скучала по театру. Ее мечтой было написать книгу воспоминаний о своей жизни, о своих коллегах, о тех чудесных встречах, что дарила судьба… Но мама не успела. Мне очень хочется, чтобы ее не забывали…

Автор текста: Юлия КАЛИНИНА

Фото: из личного архива Галины Семеновой