ТВЕРЬ, ПРОСПЕКТ ПОБЕДЫ, ДОМ 9
ТЕЛЕФОН КАССЫ: 8 (4822) 58-32-30
КУПИТЬ БИЛЕТЫ ОНЛАЙН

Нина Николаевна Кавун

Памяти талантливой художницы, скульптора, мастера, чье имя неразрывно связано с историей Калининского театра кукол, его возникновением, становлением и расцветом.

Одна из основательниц театра кукол в Калинине – Нина Кавун родилась в 1914 году в Ленинграде. В 10 лет вместе с родителями переехала в Калинин, город, который впоследствии стал для нее родным. В 1933 году, после окончания школы, Нина поступила в Московское художественно-промышленное училище, где раскрылся ее талант к изобразительному искусству. Вряд ли в те годы юная художница могла предположить, что применит свои навыки в родном городе, создавая целый мир кукольного театра.

Начало Великой Отечественной войны внесло свои коррективы в судьбу Нины Кавун. Она оказалась в эвакуации в Кашине Тверской области. В 1942 году, вернувшись в Москву, Нину принимают в Московский театр кукол скульптором-бутафором. Там же она окончила курсы организаторов кукольных театров под руководством знаменитого Евгения Деммени, артиста, основателя и режиссера первого в России профессионального театра кукол. Ее любовь к куклам, полученные знания и опыт работы в Москве стали фундаментом для создания Калининского театра кукол.

В 1943 году Нина Кавун переехала в Калинин, чтобы осуществить свою мечту. 1 июля 1944 года, благодаря энтузиазму, увлеченности и таланту Нины и ее единомышленников – К.К. Шорохова, Н.П. Хилковой, Н.И. Федотовой, М.В. Троицкой – зародился новый творческий коллектив.

Первые спектакли Калининского театра кукол, среди которых «Сказки бабушки Татьяны», «Волшебная дудочка», «Петрушка в гостях у малышей», «Веселые медвежата», «Морозко» и другие, вдохновляли и радовали зрителей. Нина Кавун в первых постановках проявила себя не только как скульптор и художник, но и как актриса. При помощи художественных средств она придумывала образы, задавала характеры, превращая кукол в живых персонажей. В работах Нине Николаевне удалось найти свой индивидуальный стиль. Одновременно с тем она познавала искусство театра кукол с разных сторон, открывая для себя новые грани этого волшебного мира. Кавун и труппа молодого театра поддерживали постоянную связь с Московским центральным театром кукол. Благодаря такой творческой дружбе Кавун попадает в Москву на режиссерские курсы Сергея Образцова. В результате калининские кукольники приобретают многогранного, вдумчивого и очень способного мастера.

В 50-е годы Нина Кавун работает в постановках А.М. Ильвовского, оформляет как скульптор кукол из спектаклей «Иван-царевич и Серый Волк» (1951), «Никита – русский богатырь» (1951), «Котофей Иванович» (1952), «Зайка-зазнайка» (1953), «Колобок» (1955), «Цветок жизни» (1956), «Зеленая Лисица» (1957), «Дружбой надо дорожить» (1957), «Как раскрыли тайну» (1958) и многие-многие другие.

За 25 лет работы в Калининском театре, куклы Кавун «сыграли» более чем в 100 спектаклях. Театр стал для неё не просто местом работы, а творческой лабораторией, где она реализовывала свои идеи, экспериментировала с материалами, искала новые формы.
Как художник-скульптор Нина Николаевна участвовала во многих городских, областных, всесоюзных и международных выставках. Часть её работ была представлена в постоянной экспозиции Калининской областной картинной галереи, другая часть — приобретена Московским театральным музеем им. Бахрушина и театральным музеем г. Мюнхена.

Любили и уважали Нину Николаевну не только в театре, во благо которого она работала, но и вне его стен. Кавун активно помогала детской самодеятельности, проводила творческие семинары и консультации с руководителями детских кукольных кружков Калинина и области.

Нина Кавун посвятила Калининскому театру кукол свою жизнь, вложив в него все свои знания, талант и любовь. Она создавала не просто кукол, а произведения искусства, которые оживали на сцене, завоевывая сердца зрителей.