Владимир Архипович Никитин
главный режиссер-директор театра, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР
имени К.С. Станиславского
Владимир Архипович Никитин — художественный лидер театра в течение десяти лет (1979-1989), он привлек в зал качественно новую публику, представив на сцене серьезную, «взрослую», драматургию. В его спектаклях на сцене появились ростовые куклы и «живые» актеры. Среди лучших его постановок – «Чёртова мельница», «Конек-Горбунок», «Сказание о Лебединце-граде», «Гуттаперчевый мальчик», «Маугли», «Голый король», «Мастер и Маргарита».
Вот, как описывал свое понимание театра кукол сам Владимир Никитин:
«Старый добрый петрушка, которого актёр надевал на руку, сослужив верную службу, ушёл в детский сад. Сегодня более сложная драматургия, театр кукол ищет и использует более сложные средства выразительности, чтобы убедительнее донести до зрителя замысел автора, идею драматического произведения.
Нельзя детей только сладким кормить и в ваточке держать. Почему мы их так оберегаем, почему всё в конце концов должно кончится хорошо? Ведь в жизни бывает и по-другому, бывает и грустный конец. Здесь только надо знать чувство меры, чтобы не пересолить. Если детям преподносить только протёртую духовную пищу, они вырастут инфантильными». («Смена», 1979)
Именно при Никитине Тверские куклы стали знамениты как театр для взрослой публики. Ещё раньше «взрослым» репертуаром начал заниматься Александр Миронович Ильвовский, в последние годы своего руководства, в 1976 году он поставил «Божественную комедию». И Никитин уверенно подхватил эту инициативу.
Из воспоминаний Л.С. Соловьевой:
«При Никитине был «золотой век» зрительской любви к театру! Он поставил 6 спектаклей для взрослых! Попасть на них можно было через несколько месяцев после коллективной заявки от организаций и больших предприятий. В кассе билетов не было! За пригласительный билет на спектакль для взрослых можно было завести любое знакомство!»
Одной из жемчужин никитинского репертуара стал «Голый король» по пьесе Евгения Шварца.
Из воспоминаний Л.С. Соловьевой:
«Мой любимый спектакль. Его премьера прошла в самом конце 1982 года. Был большой успех. «Голый король» шел в репертуаре десять лет. Любила этот спектакль больше других, там сыграла свою «звездную» роль — Министра нежных чувств».
В спектакле по Шварцу проявилось одно из значимых свойств режиссерского стиля Никитина.
Из воспоминаний И.Л. Зубаревой:
«…Так и в спектакле «Голый Король»: казалось бы, Король – это основной персонаж, но не он играл в постановке ведущую роль. Куда важнее были персонажи – ткачи, которые шили платье для Короля».
В «Голом короле» на сцену выходили не только куклы, были и сцены в «живом» плане. Никитин любил свежие, новаторские приемы, ища новую выразительность в театре кукол.
Из воспоминаний А.С. Соловьева:
«В спектакле «Чертова мельница» впервые в театре был использован прием «черного кабинета». Артисты работали в черных бархатных костюмах, лица были закрыты черным тюлем, на ногах черные бархатные тапочки, на руках черные перчатки. Ставился специальный свет, и артисты были не видны зрителю. Благодаря этому приему достигалось много сценических эффектов. Четыре главных персонажа работали в «живом плане» и два в масках».
Одной из отличительных черт спектаклей Никитина была синергия, стремление к синтезу разнообразных приемов, в одном спектакле могли встретиться и маски, и «живой план», и ростовые куклы и разные системы управления.
Из воспоминаний А.М. Мистрова:
«Достаточно вспомнить первую постановку Никитина – «Тайну дома утят» с большими плоскими планшетными куклами, или спектакль с марионетками «Принцесса и эхо».
Для детского репертуара главный режиссер тоже выбирал серьезный материал, проверенную не одним поколением классику: «Двенадцать месяцев», «Конек-Горбунок», «Маугли».
Из воспоминаний И.Л. Зубаревой:
«Никитин тяготел ко всему объемному и крупному. Будь то маски или объемные костюмы героев и куклы. Преимущественно такими крупными куклами, с человеческий рост, артисты работали в паре, при этом зрители этого даже не замечали. Благодаря художественным приемам в спектакле «Чертова мельница» сложно было назвать главных героев, даже второстепенные персонажи выделялись режиссером на первый план и по замыслу были важны».
Владимир Никитин отличался особой требовательностью, к себе, к актерам, педантичностью, вниманием к деталям. Всегда приходил на свои спектакли, обсуждал, разбирал с участниками. Не раз говорил об отдаче как о лучшем способе обогатиться самому.
Из воспоминаний И.Л. Зубаревой:
«Никитин был невероятно работоспособным, очень внимательно относился к прокату своих спектаклей. Все подмечал, контролировал, следил за каждым показом. Его всегда можно было встретить на вечернем сеансе своего спектакля в 8 ряду, а потом мы обязательно обсуждали нашу работу и, бывало, получали замечания. Но работать с Никитиным было легко, он всегда оставался человечным».
Из воспоминаний А.М. Мистрова:
«Он всегда требовал от актеров, чтобы они приходили к каждому спектаклю заранее, настраивались на работу.
Владимир Архипович не чурался гостей. Когда мы приходили к нему на квартиру (а жил он недалеко от театра), всегда нас ждал радушный прием. Вообще, с большой теплотой вспоминаю этот период, период становления театра. При Никитине, кстати, состоялся первый фестиваль театров кукол в Калинине, который был приурочен к сорокалетию театра, а на закрытие приезжал Сергей Владимирович Образцов».
А мы с теплотой и благодарностью вспоминаем Владимира Архиповича и его деяния.