ТВЕРЬ, ПРОСПЕКТ ПОБЕДЫ, ДОМ 9
ТЕЛЕФОН КАССЫ: 8 (4822) 58-32-30
КУПИТЬ БИЛЕТЫ ОНЛАЙН

Валентина Дерко

Артист-кукловод

Родилась в городе Лихославль Тверской области. Окончила Тверской колледж Культуры им. Н. А. Львова. Проходит обучение в Орловском государственном институте культуры. В Тверском театре кукол с 2018 года. Преподает, занимается литературным творчеством.

***

Самые яркие впечатления от театра кукол остались со времен учебы в колледже. Помню спектакль для взрослых «Чао, Феллини». К тому времени я мало, что видела, не знала, что такое цирк Дюссолей, не знала, каким языком может говорить театр, кроме драматического. Мама всегда старалась отправить меня на разные экскурсии, «чтобы я больше видела», но ничего из того, что я видела, не было похоже на волшебство «черного кабинета», на те образы и формы, которые явила мне сцена в первый день знакомства с театром кукол. Я тогда не представляла себе, как работает театр кукол, и эти, из ниоткуда возникающие предметы, оживавшие на глазах тряпочки, вызывали восторг! Это было непонятно и классно. Я еще долго вспоминала спектакль, рисовала понравившихся героев, отдельные сцены, которые зацепили.

 

***

Я никогда не задавалась вопросом, чем буду заниматься в жизни. Скорее не понимала, а чем еще я могу заниматься? Еще в школе занималась в театральном кружке, а когда срываешь первые аплодисменты, уже не задаешь себе такого вопроса.

 

В колледже начались сомнения, после учебы я долго преподавала, решила вообще уйти из профессии, уехала в родной город, там складывалась административная карьера, но я понимала, что это не то, это предательство. Ушла в никуда. Решила — буду заниматься театром как волонтер, без зарплаты, главное — делать то, что точно хочу! Мне помогла мой мастер в колледже, Марина Дмитриевна. Она привела меня сюда, в Тверской театр кукол, на просмотр к худруку. Меня взяли, и уже в первые месяцы я играла главную роль. Целый год я приезжала в театр в семь утра и работала с куклой до и после репетиций. И окончательно поняла, что это мое, когда играла «ногу деда» в «Сказке о рыбаке и рыбке».

 

***

В театре кукол, не главное — быть главным. Есть что-то трогательное и важное в «дыхании с кем-то», когда ты можешь понять, почувствовать другого человека без слов. В театре кукол очень интересно выстраивается партнерство. Глядя на сцену, никогда не поймешь, кто с кем дружит. Все вместе ползают, подают друг другу трость, держат ручки, ножки и готовы подхватить в любой момент. В этом еще одна, заветная для меня, сторона театра кукол.

 

***

Театр может дать возможность человеку чувствовать и сопереживать. Хочется дать детям возможность проживать определенный эмоциональный опыт. Это не урок, где произведение нужно подвергнуть анализу. Мы рассчитываем на чистоту восприятия и будим фантазию, воображение. Играя, призываем чувствовать вместе с нами, веселиться с нами или жалеть главных героев.

Режиссер Чакчи Фросснокерс после одного из спектаклей «Журавлиные перья» рассказал нам, что когда изможденная О-цуру вышла к И-чиро, а тот потребовал от нее новой жертвы, один малыш в зале, прижав руку ко рту, закричал: «Нет, не надо, не делай этого!». И вот это и есть именно то, что может дать театр кукол.

 

***

Я еще так мало знаю кукол… Для кого-то в кукле есть душа, для кого-то это просто материал для работы, для кого-то — искусный инструмент. Кто-то проводит обряды с этими куклами, а кто-то бросает после спектакля и даже не вешает на гребенку… Мне кажется, что кукла — это проводник мыслей и чувств кукловода. Она не может вместить в себя больше, чем заложено ее фактурой, и не может вместить в себя все придумки кукловода. Поэтому в этой игре она становится главной, указывает, в какую сторону двигаться. Что выпрыгнет из нее и из кукловода, зависит только от этой пары, от этого партнерства.

 

У нас есть спектакли, где одну роль играют три разных человека, и в руках каждого это словно разные куклы. Потому что каждый дополняет ее по своему, транслирует свое в рамках одной главной идеи. У нас разные приспособления, ритм. Три разных актера могут по-разному попадать в маску, будет три разных голоса, но каждый будет как ни кто другой подходить  этой кукле именно здесь и сейчас.

 

***

Из пьес, которые сильно повлияли на меня: «Жизнь есть сон» Кальдерона, «За закрытыми дверями» Сартра. Большое впечатление всегда оставляют Достоевский, Оруэлл. Важные спектакли в моей жизни: «Франкенштейн» Дэнни Бойла, «Дама с собачкой» Камы Гинкаса, «Дядя Ваня» Римаса Туминаса. Фильмы – «Довод» Кристофера Нолана, «Кровавый алмаз» Эдварда Цвика.

 

***

Перед спектаклем я часто беру своих кукол «потрогать», посмотреть в глаза. Может, даже посидеть с ней, подумать. Чтобы впрыгнуть в историю этой куклы. С каждой куклой – по-разному: бывает — помогает какая-то фраза этого персонажа, а бывает — нужно думать о героине с вечера, чтобы уместиться в кукле, не выпасть из нее «завтра».